СЕДЬМОЕ НЕБО

(Творческий портал)

Море... Такое разное (Одесса 2017)

Романс. Что это?

Одним из жанров вокально-инструментальной музыки является романс. Он пишется для одного исполнителя и, как правило, для одного инструмента (гитары, лютни, фортепиано, арфы и т.д.). Сам термин «romance» появился в средние века в Испании, и с испанского языка так и переводится — «по-испански», то есть «как в Испании».

Испанцы романсом называли лирико-драматическое стихотворение на местном «романском» языке (то есть на латинском). Такое стихотворение могло описывать исторические события, героические подвиги, войны и бедствия и т.д. В других странах жанр, похожий на испанский романс назывался балладой.

На подобные стихи (как правило,  несколько четырехстрочных строф, написанных четырехстопным хореем) писались небольшие песни без рефрена — музыкальные романсы. При дворе такие романсы часто исполняли многоголосием, при этом произведение сохраняло простую моноритмическую фактуру. Знаменитый Дворцовый песенник (15-16 века) содержит порядка сорока романсов, часть из которых принадлежит авторству известных композиторов того времени:

  • Хуан дель Энсина
  • Хуан де Анчиета
  • Францизско Пеньялоса
  • Франциско Милан и другие

Авторы части произведение в сборнике неизвестны.

Отличия романса от песни

В конце шестнадцатого столетия структура романса видоизменяется — появляется рефрен, существенно расширяется тематика. Это приводит к сходству романса с музыкально-поэтическими произведениями другого испанского жанра — вильянсико. Порой даже специалисту не под силу их различить.

Основная разница между песней и романсом в том, что в романсе каждое его слово тесно связано с музыкой и подчеркивается ее характером, мелодией и ритмом. Поэтому аккомпанемент и вокальная партия в романсе равнозначны по их важности, причем вокальная партия должна быть певучей, иметь четкое и рельефное мелодическое очертание. В песне же — музыка является лишь сопровождением текста.

Строфическая форма романса может иметь периоды с нечетным количеством тактов (что не характерно для песни). Допускает расширения и переходы от строфы к строфе. Рефрен (припев) за редким исключением в романсе отсутствует. Важное требование к исполнителю романса — глубокое чувствование текста, яркая эмоциональная передача мелодии и смысла произведения в целом.

Разновидности романса и яркие представители этого жанра

К разновидностям романса можно отнести балладу, элегию, баркаролу, романс в танцевальных ритмах. В восемнадцатом веке романс стал наиболее популярным. Каждый уважающий себя поэт считал своим долгом написать стихи в стиле романса. На весь мир известны романсы на стихи А.С.Пушкина, И.В.Гете, М.Ю.Лермонтова, А.А,Фета и других великих поэтов. В то же время родилась Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.

В России появился совершенно уникальный вид этого жанра — цыганский романс, который исполнялся непрофессионалами под гитару и скрипку. Он был очень популярен в 19-м веке. Многие русские композиторы отдавали дань уважения этому жанру. М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.Римский-Корсков, С.С,Прокофьев и другие известные композиторы в сотворчестве с поэтами рождали настоящие шедевры. Золотой век русского романса пришелся на начало прошлого столетия благодаря таким крупным исполнителям, как А.Вертинский, Н.Вяльцева, а позднее П.Лещенко, А.Баянова, И.Юрьева, Т.Церетели и В.Козин.

Елена Фролова

                           Елена Фролова

В 30-х годах двадцатого столетия романс был объявлен пережитком царской эпохи, ведущие исполнители этого жанра были репрессированы. Однако сохранился городской романс, в последствии давший начало авторской песне. В семидесятые годы прошлого столетия свой вклад в процесс возрождения романса сделали Валентина Пономарева, Николай Сличенко, Нани Брегвадзе, Валерий Агафонов. Во Франции альтернативой романсу является «мелодия». Городская лирика двадцатого века семантически близкая русскому городскому романсу во Франции получила название «шансон». (Не путать с блатным, тюремным, эмигрантским русским шансоном). 

Сегодня среди певцов и певиц, великолепно исполняющих романсы, я бы назвала: Полину Агурееву, Маргариту Корнееву, Олега Погудина, Пелагею, Николая Эрденко и особо мной любимую Елену Фролову.

Таким образом, к основным жанровым признакам современного романса можно отнести следующие:

  • За редким исключением содержание романса имеет лирическую окраску и посвящено эмоционально-чувственному переживанию, чаще всего любовному.
  • Довольно часто произведение имеет конкретного адресата, посвящается определенному человеку, поэтому подразумевает собой диалог, не смотря на то, что исполняется в монологе, что придает романсу камерность и интимность.
  • В романсе одинаково значимы текст, музыка и речь, при исполнении эти  три компонента усиливают друг друга.
  • Каждый романс отражает одно лирическое настроение, но спектр эмоциональных состояний настолько широк, что как исполнитель, так и слушатель может выбрать эмоцию, которая наиболее близка именно ему.

Ниже представлен один из моих авторских романсов «Как жаль» (из альбома «Карусель») на стихи Оксаны Михайловой (наш совместный проект «Тандем О2»).

Другие романсы можно послушать здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для души

Седьмое небо (oksana-seven-sky) © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.