СЕДЬМОЕ НЕБО

(Творческий портал)

Море... Такое разное (Одесса 2017)

Метафора — средство выразительности русского языка

Метафора Употребляя образные выражения в нашей речи, мы даже не замечаем этого. С их помощью нам легче передать свое настроение, описать ситуацию или предмет, подчеркнуть двойной или переносный смысл слова или события. Эти образные выражения называются тропами. Их употребление усиливает художественную выразительность речи и образность языка.

Метафора — один из видов тропа

Она обозначает перенесение свойств одного явления (предмета) на другое явление (предмет) по принципу их сходства или, наоборот, по контрасту. Причем в метафоре различные признаки представляются в нерасчлененном единстве, без употребления слов «будто», «словно», «как».

Например: «свинцовые тучи», «ледяной взгляд», «колючий характер», «нос самолета», «радужные мечты».

Гора-кошка

Термин средства выразительности метафоры предложил Аристотель. С его точки зрения: искусство – это подражание жизни. Поэтому метафора – вполне реалистичная фигура. Под этой фигурой Аристотель понимал слово или выражение в переносном значении, в основе которого один предмет сравнивается с другим по общему признаку, но прямо не говорится об этом сравнении.

Три вида переноса и аналогия пропорций

Классифицируя метафоры, Аристотель делал акцент на иерархию типов. Он рассматривал три вида переноса и аналогию пропорций.

  • Перенос рода на элемент рода. Пример: «Идет дождь», тут «идти, перемещаясь из одной среды (пространства) в другую», является элементом рода «идти, находясь в процессе».
  • Перенос элемента на род. Пример: «Сколько лет, сколько зим» – специализация рода «много».
  • Перенос элемента рода на другой элемент рода. Пример: «Вычеркнуть из списков» и «Стереть из памяти» – специализации общего рода «забыть».
  • Аналогия пропорций. Пример: «Песня для соловья все равно, что нюх для собаки». Аналогия важности как для одного, так и для другого.

Если вдуматься, то обыденные научные понятия, например: «электрический ток», «световая волна», «поток частиц» – по сути, уподобляют невидимые глазом физические процессы движению воды, которое ближе для восприятия. Человеку, далекому от науки сложно понять, что собой представляет свет или гамма-излучение. А с использованием средства выразительности языка – метафоры – возникает образ и представление об этих явлениях.

«Клянусь мраморным небосводом»

Великий Шекспир использовал метафору для придания нового смысла изначальному высказыванию. Например, фраза «клянусь мраморным небосводом», произошедшая из фразы «клянусь вечными небесами» обозначает не только клятву чем-то вечным. Образ усиливается словом «мраморным», то есть крепким, прочным, нерушимым. Кожу Дездемоны Шекспир сравнивает с «алебастром надгробных памятников». Про пожилого Отелло он говорит: «уже спустился в долину лет». Убить Дездемону – «погасить свет» или «сорвать розу» и так далее.

Дальше Шекспира пошли футуристы. Они максимально возможно отдаляли смысл полученного образа от первоначального. Например: «облако в штанах», «угрюмый дождь скосил глаза», «шевелит ногами непрожеванный крик» у Маяковского.

Имажинисты — виртуозы литературного эпатажа

Еще более круто использовали образ имажинисты. Для них создание образа вообще было всей целью творчества. Имажинисты использовали целые метафорические цепи, составляя их из двух образов: прямого и переносного. Для этого направления также характерен эпатаж.

Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина. (Есенин)

И ресницы стучат в тишине, как копыта,
По щекам, зеленеющим скукой, как луг,
И душа выкипает, словно чайник забытый
На спиртовке ровных разлук. (Шершеневич)

Пойми, то не игра,
Что над озерами
Глаза зеленые
Вращает виноград! (Ройзман)

Вечер насел петухом и скомкал
Наседку зари, потерявшую перья.
Языком отопру, как фомкой,
Ваших глаз золотые двери я.
И пока не набухнут розовым
Звезд распушённые вербы,
He устану соленые слезы Вам
Ведрами губ вычерпывать. (Эрдман)

Выводки слов и курятника губ
О частые клавиши ребер,
Как высевки марша на мельнице труб,
Как горох барабанной дроби.
Опять на вокзалах исшарканных лиц
Билеты слезинок из кассы.
Волосы мимо шлагбаума ресниц,
Под колеса зрачков на насыпь.
Опять на задворках вчерашнего сна
Заката распухшие гланды.
Кому же, кому же в петлицу окна
Фонаря керосиновый ландыш?
Звездам стрекозами в облачный воск,
Педалями крыльев на месте.
Сердце — наполненный счастьем киоск
Денных и вечерних известий. (Эрдман «Керосиновый ландыш», 1919)

Литературные образы позволяют показать внутреннюю природу предмета или явления, дают возможность увидеть их с новой стороны, «заглянуть к ним в душу». При использовании в литературном произведении придают ему образность, яркость, неповторимый колорит.

Метафора – это не только средство выразительности языка. Существуют техники, позволяющие с помощью образов проводить психокоррекцию эмоционального состояния человека. Но это уже отдельная тема для разговора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для души

Седьмое небо (oksana-seven-sky) © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.